Обучение детей с ОВЗ

Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Создание специальных условий для обучения детей с ОВЗ подразумевает использование специальных образовательных программ, методов обучения и воспитания, специальных учебных пособий и дидактических материалов.

  • Обучающиеся с ОВЗ – это дети:

    – с нарушениями слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие, кохлеарно имплантированные);

    – нарушениями зрения (слепые, слабовидящие);

    – тяжелыми нарушениями речи;

    – нарушениями опорно-двигательного аппарата;

    – задержкой психического развития;

    – расстройствами аутистического спектра;

    – со сложными дефектами (тяжелыми и множественными нарушениями развития);

    – с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).Данная группа детей имеет значительные бонусы, находясь в системе образования:

    • право на бесплатные коррекционно-развивающие занятия с логопедом, психологом, специальным педагогом в условиях образовательной организации;

    • право на особый подход со стороны обучающих учителей, которые должны учитывать психофизические особенности ребенка, в том числе индивидуально-ориентированную систему оценивания;

    • по окончании 9, 11 класса право на выбор традиционной формы сдачи государственной итоговой аттестации (государственный выпускной экзамен) или в форме основного государственного экзамена (тестовые задания);

    • право на бесплатное 2-х разовое питание в школе;

    • к детям группы ОВЗ не применяются меры дисциплинарного взыскания, на протяжении всего периода обучения.

___________________________________________________________________

Адаптированные основные образовательные программы

 

Адаптированная основная общеобразовательная программа основного общего образования для обучающихся с  задержкой психического развития (вариант 7.1) 

                 
  • Форма обучения – очная
  • Нормативный срок обучения – 4 года (5 лет для варианта 7.2, включая 1 дополнительный класс)
  • Срок действия государственной аккредитации – бессрочно
  • Язык обучения – русский
  • Учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) – русский язык, литературное чтение, иностранный язык (английский), математика, окружающий мир, основы религиозных культур и светской этики (по модулям),  изобразительное искусство, музыка, физическая культура.
  • Использование электронного обучения — нет
  • Использование дистанционных технологий – да
  • Учебный план 7.1
 

   Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи               (вариант 5.1)

             
  • Форма обучения: очная
  • Нормативный срок обучения: 4 года
  • Учебные предметы, курсы, дисциплины, предусмотренные образовательной программой: русский язык, литература, иностранный язык (английский язык), математика, окружающий мир, основы религиозных культур и светской этики: основы светской этики, музыка, изобразительное искусство, труд (технология), физическая культура
  • Практики, предусмотренные образовательной программой— нет
  • Учебный план 5.1.

Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2)

 
  • Форма обучения: очная, семейная
  • Нормативный срок обучения: 5 лет
  • Учебные предметы, курсы, дисциплины, предусмотренные образовательной программой: окружающий социальный мир, окружающий природный мир, адаптивная физическая культура, изобразительная деятельность, математические представления, музыка и движение, человек, речь и альтернативная коммуникация, ритмика.
  • Практики, предусмотренные образовательной программой— нет
  • Учебный план  (вариант 2).

___________________________________________________________________

Педагог-психолог

Учитель-логопед

__________________________________________________________________

КАДРОВЫЙ  СОСТАВ:  Обученность педагогов по вопросам ОВЗ.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И ОСНАЩЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА: Доступная среда.

__________________________________________________________________

Локальные нормативные акты, регламентирующие получение образования и сопровождение обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов

Положение о психолого педагогическом консилиуме

Положение о разработке и реализации индивидуального учебного плана

Положение об организации обучения на дому

Положение АРП учебного предмета

Положение об организации обучения на дому

Положение об инклюзивном образовании

Положение об оказании логопедической помощи в школе

Положение о тьюторском сопровождении учащихся с ОВЗ

Приказ о создании психолого-педагогического консилиума на 2025/2026 учебный  год

Договор о взаимодействии Хворостянской  территориальной психолого-медико-педагогической комиссии (Хворостянская ТПМПК)  и ППк ОО

Приказ от 28.02.2025 года О создании территориальных психолого-медико-педагогических комиссий, подведомственных Юго-Западному управлению министерства образования Самарской области

___________________________________________________________________

Федеральные нормативные документы, обеспечивающие введение ФГОС ОВЗ

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Приказ Минпросвещения РФ от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

Распоряжение Минпросвещения РФ от 09.09.2019 № Р-93 «Об утверждении примерного Положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации»;

Распоряжение Минпросвещения РФ от 06.08.2020 № Р-75 «Об утверждении примерного Положения об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную деятельность»;

Приказ Минпросвещения РФ от 02.09.2020 № 458 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования;

Приказ Рособрнадзора от 04.08.2023 № 1493 «Об утверждении Требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и формату представления информации»;

Приказ Минпросвещения РФ от 24.11.2022 г. № 1023 «Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;

Приказ Минпросвещения РФ от 24.11.2022 г. № 1025 «Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;

Приказ Минпросвещения РФ от 24.11.2022 г. № 1026 «Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

_________________________________________________________________

СОВЕТЫ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ РОДИТЕЛЯМ ДЕТЕЙ С ОВЗ

Как известно, родитель рождается вместе с ребенком. Как ребенок учится всему в этом мире, так и родитель учится своей новой роли. Но если ребенок имеет особые потребности в своем развитии, то и родителю следует получить особые знания.

Ребенок с ограниченными возможностями здоровья во многом не похож на детей с нормальным развитием, не похож на нас с вами. Надо научиться понимать такого ребенка, по капле накапливая опыт общения. Надо быть чувствительным к его нуждам, к тем почти незаметным сигналам, которые он подает, пытаясь достучаться до нашего сознания. Учитесь слушать и слышать, слышать и понимать, понимать и действовать. Игры, поступки, поведение детей с ограниченными возможностями, конечно, имеют свои особенности. Но нельзя забывать, что ребенок — это всегда ребенок.

Каждый ребенок имеет повышенный интерес к определенной деятельности. Нужно определить эти участки и сконцентрировать свое внимание на занятиях, которые захватывают ребенка. Именно через это увлечение, через это любопытство, через этот повышенный интерес следует строить игровую деятельность и, в конце концов, реализовывать реабилитационную программу.

Идите от интереса ребенка через его возможности — к решению его проблем.

Рекомендации родителям по коррекции агрессивного поведения у детей с ОВЗ

  • Работа с гневом. Обучите агрессивных детей приемлемым способам выражения гнева.
  • Помогите ребенку осваивать конструктивные способы преодоления препятствий, разрешения проблем; покажите, что есть более эффективные и безопасные для всех способы, чем физическое нападение; объясните, что агрессия дает только временный успех.
  • Не заражайте ребенка собственными агрессивными реакциями на какие-то события.
  • Формируйте способности к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию и т.д.
  • Помогите ему лучше узнать себя и других людей. Не исключено, что ребенок ведет себя агрессивно, потому что не видит другого способа самоутвердиться или воспринимает мир как враждебный. Не унижайте и не оскорбляйте ребенка; обеспечьте ему чувство защищенности.
  • Объяснения, почему «нельзя», не должны быть долгими, иначе они неэффективны. Такой ребенок вряд ли будет понимать Вашу аргументацию, а, скорее всего, просто не услышит Вас.
  • Агрессивный ребенок нуждается, прежде всего, не в усмирении любой ценой, а в понимании его проблем и в помощи взрослого.

Рекомендации родителям по организации жизнедеятельности и воспитанию детей с РАС:

  • Самое важное — не маскировать диагноз за якобы «более благозвучным» и «социально приемлемым». Не убегать от проблемы и не фиксировать все внимание на негативных аспектах диагноза, таких, как: инвалидность, непонимание окружающих, конфликты в семье и прочее. Гипертрофированное представление о ребенке, как о гениальном, также вредно, как и подавленное состояние от его не успешности.
  • Как можно раньше адаптировать ребенка к жизни в обществе; научить его справляться с собственными страхами; контролировать эмоции.
  • Необходимо без колебаний отказаться от терзающих иллюзий и выстроенных заранее планов на жизнь. Принять ребенка таким, каков он есть на самом деле. Действовать исходя из интересов ребенка, создавая вокруг него атмосферу любви и доброжелательности, организовывая его мир до тех пор, пока он не научится делать это самостоятельно.
  • Помните, что аутизм — это расстройство развития ребенка, сохраняющееся на протяжении всей жизни и без Вашей поддержки ребенку будет сложно.

Родители должны понимать, что жизнь не останавливается с рождением ребенка с ОВЗ, она продолжается, и надо жить дальше, воспитывать ребенка, любить его таким, какой он есть, не проявляя излишнюю ненужную жалость. Важно для родителя знать особенности своего ребенка, уметь организовать досуг, помочь адаптироваться в этом сложном мире, научиться воспринимать ребенка с ограниченными возможностями здоровья, как ребенка со скрытыми возможностями.

  • Никогда не жалейте ребенка из-за того, что он не такой, как все.
  • Дарите ребенку свою любовь и внимание, но не забывайте, что есть и другие члены семьи, которые в них тоже нуждаются.
  • Организуйте свой быт так, чтобы никто в семье не чувствовал себя «жертвой», отказываясь от своей личной жизни.
  • Не ограждайте ребенка от обязанностей и проблем. Решайте все дела вместе с ним.
  • Предоставьте ребенку самостоятельность в действиях и принятии решений.
  • Следите за своей внешностью и поведением. Ребенок должен гордиться Вами.
  • Не бойтесь отказать ребенку в чем-либо, если считаете его требования чрезмерными.
  • Чаще разговаривайте с ребенком. Помните, что ни телевизор, ни какие гаджеты не заменят Вас.
  • Не ограничивайте ребенка в общении со сверстниками.
  • Не отказывайтесь от встречи с друзьями, приглашайте их в гости.
  • Чаще прибегайте к советам педагогов и психологов.
  • Больше читайте, и не только специальную литературу, но и художественную.
  • Общайтесь с семьями, где есть дети-инвалиды. Передавайте свой опыт и перенимайте чужой.
  • Не изводите себя упреками. В том, что у Вас особый ребенок, Вы не виноваты!
  • Помните, что когда-нибудь ребенок повзрослеет и ему придется жить самостоятельно. Готовьте его к будущей жизни, говорите с ребенком о ней.

И всегда помните о том, что рано или поздно Ваши усилия, стойкое терпение и непомерный труд в воспитании ребенка с ОВЗ будут обязательно вознагражден!

ГЛАВНАЯ