Обучение детей с ОВЗ

 Адаптированные основные образовательные программы

 

Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования для обучающихся с  задержкой психического развития (вариант 7.1)

                 
  • Форма обучения – очная
  • Нормативный срок обучения – 4 года (5 лет для варианта 7.2, включая 1 дополнительный класс)
  • Срок действия государственной аккредитации – бессрочно
  • Язык обучения – русский
  • Учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) – русский язык, литературное чтение, иностранный язык (английский), математика, окружающий мир, основы религиозных культур и светской этики (по модулям),  изобразительное искусство, музыка, физическая культура.
  • Использование электронного обучения — нет
  • Использование дистанционных технологий – да
 

   Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи               (вариант 5.1)

             
  • Форма обучения: очная
  • Нормативный срок обучения: 4 года
  • Учебные предметы, курсы, дисциплины, предусмотренные образовательной программой: русский язык, литература, иностранный язык (английский язык), математика, окружающий мир, основы религиозных культур и светской этики: основы светской этики, музыка, изобразительное искусство, труд (технология), физическая культура
  • Практики, предусмотренные образовательной программой— нет

Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2)

 
  • Форма обучения: очная, семейная
  • Нормативный срок обучения: 5 лет
  • Учебные предметы, курсы, дисциплины, предусмотренные образовательной программой: окружающий социальный мир, окружающий природный мир, адаптивная физическая культура, изобразительная деятельность, математические представления, музыка и движение, человек, речь и альтернативная коммуникация, ритмика.
  • Практики, предусмотренные образовательной программой— нет

___________________________________________________________________

Рабочие программы для обучающихся НОО с задержкой психического развития

Рабочая программа учебного предмета «Иностранный язык (английский)» для обучающихся 2 -4 классов

Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» для обучающихся 1-4 классов

Рабочая программа учебного предмета «Математика» для обучающихся 1– 4 классов

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для обучающихся 1-4 классов

Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» для обучающихся 1-4 классов

___________________________________________________________________

Рабочие программы для обучающихся НОО с ТНР

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для обучающихся 1-4 классов

Рабочая программа учебного предмета «Математика» для обучающихся 1-4 классов

Рабочая программа учебного предмета  «Литературное чтение» для обучающихся 1-4 классов

Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» для обучающихся 1-4 классов

___________________________________________________________________

Рабочие программы для обучающихся ООО с задержкой психического развития

Рабочая программа учебного предмета «МАТЕМАТИКА»для обучающихся 5-6 классов

Рабочая программа учебного предмета МАТЕМАТИКА модуль «Алгебра» для обучающихся 7-9 классов

Рабочая программа учебного курса «ГЕОМЕТРИЯ» для обучающихся 7-9 классов

Рабочая программа учебного курса «Вероятность и статистика» для обучающихся 7-9 классов

Рабочая программа учебного предмета «БИОЛОГИЯ» для обучающихся 5-9классов

Рабочая программа учебного предмета «ГЕОГРАФИЯ» для обучающихся 5-9классов

Рабочая программа учебного предмета «РУССКИЙ ЯЗЫК» для обучающихся 5-9 классов

 Рабочая программа учебного предмета «ЛИТЕРАТУРА» для обучающихся 5-9 классов

 Рабочая программа учебного предмета » АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК» для обучающихся  5-9 классов

Рабочая программа учебного предмета «ИНФОРМАТИКА» для обучающихся 7-9 классов

Рабочая программа учебного предмета «ИСТОРИЯ» для обучающихся 5-9 классов

Рабочая программа учебного предмета «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» для обучающихся 7-9 классов

Рабочая программа учебного предмета «ХИМИЯ» для обучающихся 8-9 классов

Рабочая программа учебного предмета «МУЗЫКА» для обучающихся 5-9 классов

 Рабочая программа учебного предмета «ОБЗР» для обучающихся 8-9 классов

___________________________________________________________________

Рабочие программы для обучающихся с нарушением интеллекта (ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) 

Рабочая программ учебного предмета  «Окружающий природный мир»

Рабочая программа коррекционного курса «Психокоррекционные занятия» для обучающихся 4 класса

Рабочая программа по коррекционному курсу «Психокоррекционные занятия» 5,6,9 классов

Рабочая программа учебного предмета «Речь и альтернативная коммуникация» обучающихся 5 класса с умственной отсталостью

Рабочая программа  учебного предмета «Речь и альтернативная коммуникация» обучающихся 6 класса с умственной отсталостью

Рабочая программа учебного предмета  «Речь и альтернативная коммуникация»» обучающихся 7 класса с умственной отсталостью

___________________________________________________________________

Список учебников на 2025/2026 учебный год для обучающихся с ЗПР

_________________________________________

ПЕДАГОГ — ПСИХОЛОГ

Сетка занятий педагога-психолога с обучающимися ОВЗ (Приволжский молодежный пансионат) на 2025 /2026 учебный год

Циклограмма работы педагога-психолога на 2025-2026 учебный год

 Рабочая программа педагога-психолога для обучающихся с ЗПР  2-4  классов

Рабочая программа педагога-психолога для обучающихся с ЗПР 5-9 классов

Рабочая программ педагога-психолога для обучающихся с  ТНР 2-4 классов

___________________________________________________________________________

УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД

Сетка занятий учителя-логопеда с обучающимися  ОВЗ  на 2025/ 2026 учебный год

Циклограмма работы учителя-логопеда на 2025/2026 учебный год

Рабочая программа по работе с обучающимися с ОВЗ ( ТНР)

__________________________________________________________

КАДРОВЫЙ  СОСТАВ:  Обученность педагогов по вопросам ОВЗ.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И ОСНАЩЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА: Доступная среда.

__________________________________________________________________

Локальные нормативные акты, регламентирующие получение образования и сопровождение обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов

Положение о психолого педагогическом консилиуме

Приказ о создании психолого-педагогического консилиума на 2025/2026 учебный  год

Положение о разработке и реализации индивидуального учебного плана

Положение об организации обучения на дому

Положение АРП учебного предмета

Положение об организации обучения на дому

Положение об инклюзивном образовании

Положение об оказании логопедической помощи в школе

Положение о тьюторском сопровождении учащихся с ОВЗ

__________________________________________________________________

ИЗМЕНЕНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОМИССИЙ С 1 МАРТА 2025 ГОДА

С 1 марта 2025 года в Самарской области функционируют 1 Центральная ПМПК и 16 ТПМПК.

Договор о взаимодействии Хворостянской  территориальной психолого-медико-педагогической комиссии (Хворостянская ТПМПК)  и ППк ОО

Приказ от 28.02.2025 года О создании территориальных психолого-медико-педагогических комиссий, подведомственных Юго-Западному управлению министерства образования Самарской области

___________________________________________________________________

Порядок зачисления ребёнка с ОВЗ в образовательную организацию

Зачисление в образовательные организации детей с ОВЗ регламентируется порядком приема граждан на обучение по общеобразовательным программам и осуществляется на основании личного заявления родителя (законного представителя) ребенка и заключения психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК). Образовательная организация на основании заключения ПМПК (психолого-медико-педагогической комиссии) определяет специальные условия образования для обучающихся с ОВЗ:

_______________________________________________________________

Питание обучающихся с ОВЗ

  • Для предоставления бесплатного двухразового питания обучающемуся с ОВЗ в ГБОУ СОШ пос. Новоспасский один из родителей (законных представителей) представляет директору общеобразовательной организации:

  • 1. Заявление на предоставление бесплатного питания.

  • 2. Документ, удостоверяющий личность родителя (законного представителя) (предоставляется оригинал документа).

  • 3. Копию свидетельства о рождении.

  • 4. Заключение психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) о признании обучающегося лицом с ОВЗ.

  • 5. Согласие родителя (законного представителя) на обработку персональных данных.

_______________________________________________________________

Федеральные нормативные документы, обеспечивающие введение ФГОС ОВЗ

_______________________________________________________________

СОВЕТЫ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ РОДИТЕЛЯМ ДЕТЕЙ С ОВЗ

  • Как известно, родитель рождается вместе с ребенком. Как ребенок учится всему в этом мире, так и родитель учится своей новой роли. Но если ребенок имеет особые потребности в своем развитии, то и родителю следует получить особые знания.

  • Ребенок с ограниченными возможностями здоровья во многом не похож на детей с нормальным развитием, не похож на нас с вами. Надо научиться понимать такого ребенка, по капле накапливая опыт общения. Надо быть чувствительным к его нуждам, к тем почти незаметным сигналам, которые он подает, пытаясь достучаться до нашего сознания. Учитесь слушать и слышать, слышать и понимать, понимать и действовать. Игры, поступки, поведение детей с ограниченными возможностями, конечно, имеют свои особенности. Но нельзя забывать, что ребенок — это всегда ребенок.

  • Каждый ребенок имеет повышенный интерес к определенной деятельности. Нужно определить эти участки и сконцентрировать свое внимание на занятиях, которые захватывают ребенка. Именно через это увлечение, через это любопытство, через этот повышенный интерес следует строить игровую деятельность и, в конце концов, реализовывать реабилитационную программу.

  • Идите от интереса ребенка через его возможности — к решению его проблем.

__________________________________________________________________

Рекомендации родителям по коррекции агрессивного поведения у детей с ОВЗ

  • Работа с гневом. Обучите агрессивных детей приемлемым способам выражения гнева.

  • Помогите ребенку осваивать конструктивные способы преодоления препятствий, разрешения проблем; покажите, что есть более эффективные и безопасные для всех способы, чем физическое нападение; объясните, что агрессия дает только временный успех.

  • Не заражайте ребенка собственными агрессивными реакциями на какие-то события.

  • Формируйте способности к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию и т.д.

  • Помогите ему лучше узнать себя и других людей. Не исключено, что ребенок ведет себя агрессивно, потому что не видит другого способа самоутвердиться или воспринимает мир как враждебный. Не унижайте и не оскорбляйте ребенка; обеспечьте ему чувство защищенности.

  • Объяснения, почему «нельзя», не должны быть долгими, иначе они неэффективны. Такой ребенок вряд ли будет понимать Вашу аргументацию, а, скорее всего, просто не услышит Вас.

  • Агрессивный ребенок нуждается, прежде всего, не в усмирении любой ценой, а в понимании его проблем и в помощи взрослого.

_________________________________________________________________

Рекомендации родителям по организации жизнедеятельности и воспитанию детей с РАС:

  • Самое важное — не маскировать диагноз

    за якобы «более благозвучным» и «социально приемлемым». Не убегать от проблемы и не фиксировать все внимание на негативных аспектах диагноза, таких, как: инвалидность, непонимание окружающих, конфликты в семье и прочее. Гипертрофированное представление о ребенке, как о гениальном, также вредно, как и подавленное состояние от его не успешности.

  • Как можно раньше адаптировать ребенка к жизни в обществе; научить его справляться с собственными страхами; контролировать эмоции.

  • Необходимо без колебаний отказаться от терзающих иллюзий и выстроенных заранее планов на жизнь. Принять ребенка таким, каков он есть на самом деле. Действовать исходя из интересов ребенка, создавая вокруг него атмосферу любви и доброжелательности, организовывая его мир до тех пор, пока он не научится делать это самостоятельно.

  • Помните, что аутизм — это расстройство развития ребенка, сохраняющееся на протяжении всей жизни и без Вашей поддержки ребенку будет сложно.

  • Родители должны понимать, что жизнь не останавливается с рождением ребенка с ОВЗ, она продолжается, и надо жить дальше, воспитывать ребенка, любить его таким, какой он есть, не проявляя излишнюю ненужную жалость. Важно для родителя знать особенности своего ребенка, уметь организовать досуг, помочь адаптироваться в этом сложном мире, научиться воспринимать ребенка с ограниченными возможностями здоровья, как ребенка со скрытыми возможностями.

  • Никогда не жалейте ребенка из-за того, что он не такой, как все.

  • Дарите ребенку свою любовь и внимание, но не забывайте, что есть и другие члены семьи, которые в них тоже нуждаются.

  • Организуйте свой быт так, чтобы никто в семье не чувствовал себя «жертвой», отказываясь от своей личной жизни.

  • Не ограждайте ребенка от обязанностей и проблем. Решайте все дела вместе с ним.

  • Предоставьте ребенку самостоятельность в действиях и принятии решений.

  • Следите за своей внешностью и поведением. Ребенок должен гордиться Вами.

  • Не бойтесь отказать ребенку в чем-либо, если считаете его требования чрезмерными.

  • Чаще разговаривайте с ребенком. Помните, что ни телевизор, ни какие гаджеты не заменят Вас.

  • Не ограничивайте ребенка в общении со сверстниками.

  • Не отказывайтесь от встречи с друзьями, приглашайте их в гости.

  • Чаще прибегайте к советам педагогов и психологов.

  • Больше читайте, и не только специальную литературу, но и художественную.

  • Общайтесь с семьями, где есть дети-инвалиды. Передавайте свой опыт и перенимайте чужой.

  • Не изводите себя упреками. В том, что у Вас особый ребенок, Вы не виноваты!

  • Помните, что когда-нибудь ребенок повзрослеет и ему придется жить самостоятельно. Готовьте его к будущей жизни, говорите с ребенком о ней.

И всегда помните о том, что рано или поздно Ваши усилия, стойкое терпение и непомерный труд в воспитании ребенка с ОВЗ будут обязательно вознагражден!

ГЛАВНАЯ