Обучение детей с ОВЗ
Адаптированные основные образовательные программы
|
|
|
|
|
|
___________________________________________________________________
Рабочие программы для обучающихся НОО с задержкой психического развития
Рабочая программа учебного предмета «Иностранный язык (английский)» для обучающихся 2 -4 классов
Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» для обучающихся 1-4 классов
Рабочая программа учебного предмета «Математика» для обучающихся 1– 4 классов
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для обучающихся 1-4 классов
Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» для обучающихся 1-4 классов
___________________________________________________________________
Рабочие программы для обучающихся НОО с ТНР
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для обучающихся 1-4 классов
Рабочая программа учебного предмета «Математика» для обучающихся 1-4 классов
Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» для обучающихся 1-4 классов
Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» для обучающихся 1-4 классов
___________________________________________________________________
Рабочие программы для обучающихся ООО с задержкой психического развития
Рабочая программа учебного предмета «МАТЕМАТИКА»для обучающихся 5-6 классов
Рабочая программа учебного предмета МАТЕМАТИКА модуль «Алгебра» для обучающихся 7-9 классов
Рабочая программа учебного курса «ГЕОМЕТРИЯ» для обучающихся 7-9 классов
Рабочая программа учебного курса «Вероятность и статистика» для обучающихся 7-9 классов
Рабочая программа учебного предмета «БИОЛОГИЯ» для обучающихся 5-9классов
Рабочая программа учебного предмета «ГЕОГРАФИЯ» для обучающихся 5-9классов
Рабочая программа учебного предмета «РУССКИЙ ЯЗЫК» для обучающихся 5-9 классов
Рабочая программа учебного предмета «ЛИТЕРАТУРА» для обучающихся 5-9 классов
Рабочая программа учебного предмета » АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК» для обучающихся 5-9 классов
Рабочая программа учебного предмета «ИНФОРМАТИКА» для обучающихся 7-9 классов
Рабочая программа учебного предмета «ИСТОРИЯ» для обучающихся 5-9 классов
Рабочая программа учебного предмета «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» для обучающихся 7-9 классов
Рабочая программа учебного предмета «ХИМИЯ» для обучающихся 8-9 классов
Рабочая программа учебного предмета «МУЗЫКА» для обучающихся 5-9 классов
Рабочая программа учебного предмета «ОБЗР» для обучающихся 8-9 классов
___________________________________________________________________
Рабочие программы для обучающихся с нарушением интеллекта (ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2)
Рабочая программ учебного предмета «Окружающий природный мир»
Рабочая программа коррекционного курса «Психокоррекционные занятия» для обучающихся 4 класса
Рабочая программа по коррекционному курсу «Психокоррекционные занятия» 5,6,9 классов
Рабочая программа учебного предмета «Речь и альтернативная коммуникация» обучающихся 5 класса с умственной отсталостью
Рабочая программа учебного предмета «Речь и альтернативная коммуникация» обучающихся 6 класса с умственной отсталостью
Рабочая программа учебного предмета «Речь и альтернативная коммуникация»» обучающихся 7 класса с умственной отсталостью
___________________________________________________________________
Список учебников на 2025/2026 учебный год для обучающихся с ЗПР
_________________________________________
ПЕДАГОГ — ПСИХОЛОГ
Сетка занятий педагога-психолога с обучающимися ОВЗ (Приволжский молодежный пансионат) на 2025 /2026 учебный год
Циклограмма работы педагога-психолога на 2025-2026 учебный год
Рабочая программа педагога-психолога для обучающихся с ЗПР 2-4 классов
Рабочая программа педагога-психолога для обучающихся с ЗПР 5-9 классов
Рабочая программ педагога-психолога для обучающихся с ТНР 2-4 классов
___________________________________________________________________________
УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД
Сетка занятий учителя-логопеда с обучающимися ОВЗ на 2025/ 2026 учебный год
Циклограмма работы учителя-логопеда на 2025/2026 учебный год
Рабочая программа по работе с обучающимися с ОВЗ ( ТНР)
__________________________________________________________
КАДРОВЫЙ СОСТАВ: Обученность педагогов по вопросам ОВЗ.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И ОСНАЩЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА: Доступная среда.
__________________________________________________________________
Локальные нормативные акты, регламентирующие получение образования и сопровождение обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов
Положение о психолого педагогическом консилиуме
Приказ о создании психолого-педагогического консилиума на 2025/2026 учебный год
Положение о разработке и реализации индивидуального учебного плана
Положение об организации обучения на дому
Положение АРП учебного предмета
Положение об организации обучения на дому
Положение об инклюзивном образовании
Положение об оказании логопедической помощи в школе
Положение о тьюторском сопровождении учащихся с ОВЗ
__________________________________________________________________
ИЗМЕНЕНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОМИССИЙ С 1 МАРТА 2025 ГОДА
С 1 марта 2025 года в Самарской области функционируют 1 Центральная ПМПК и 16 ТПМПК.
- Список психолого-медико-педагогических комиссий Самарской области
- Основные направления деятельности ПМПК
- Порядок деятельности центральной и территориальных психолого-медико-педагогических комиссий на территории Самарской области регламентируется Приказом Министерства Просвещения РФ от 01.11.2024 г. №763 «Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии»
- Комиссии самостоятельно разрабатывают график работы, в том числе выездных заседаний, и самостоятельны в выборе диагностических методик, форм и методов обследования, с учетом индивидуальных, возрастных и типологических особенностей детей.
Договор о взаимодействии Хворостянской территориальной психолого-медико-педагогической комиссии (Хворостянская ТПМПК) и ППк ОО
Приказ от 28.02.2025 года О создании территориальных психолого-медико-педагогических комиссий, подведомственных Юго-Западному управлению министерства образования Самарской области
___________________________________________________________________
Порядок зачисления ребёнка с ОВЗ в образовательную организацию
Зачисление в образовательные организации детей с ОВЗ регламентируется порядком приема граждан на обучение по общеобразовательным программам и осуществляется на основании личного заявления родителя (законного представителя) ребенка и заключения психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК). Образовательная организация на основании заключения ПМПК (психолого-медико-педагогической комиссии) определяет специальные условия образования для обучающихся с ОВЗ:- специальные образовательные программы;
- специальные методы обучения и воспитания;
- специальные учебники и дидактические пособия;
- необходимость и периоды динамического наблюдения;
- направления работы специалистов службы сопровождения и др.
Договор с родителем (законного представителя) на обучение обучающегося по адаптированной программе-
Договор с родителем (законного представителя) на обучение обучающегося на дому -
Бланк заявления родителя (законного представителя) на обучение обучающегося по адаптированной программе
_______________________________________________________________
Питание обучающихся с ОВЗ
-
Для предоставления бесплатного двухразового питания обучающемуся с ОВЗ в ГБОУ СОШ пос. Новоспасский один из родителей (законных представителей) представляет директору общеобразовательной организации:
-
1. Заявление на предоставление бесплатного питания.
-
2. Документ, удостоверяющий личность родителя (законного представителя) (предоставляется оригинал документа).
-
3. Копию свидетельства о рождении.
-
4. Заключение психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) о признании обучающегося лицом с ОВЗ.
-
5. Согласие родителя (законного представителя) на обработку персональных данных.
_______________________________________________________________
Федеральные нормативные документы, обеспечивающие введение ФГОС ОВЗ
-
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
-
Приказ Минпросвещения РФ от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
-
Распоряжение Минпросвещения РФ от 09.09.2019 № Р-93 «Об утверждении примерного Положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации»;
-
Распоряжение Минпросвещения РФ от 06.08.2020 № Р-75 «Об утверждении примерного Положения об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную деятельность»;
-
Приказ Минпросвещения РФ от 02.09.2020 № 458 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования;
-
Приказ Рособрнадзора от 04.08.2023 № 1493 «Об утверждении Требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и формату представления информации»;
-
Приказ Минпросвещения РФ от 24.11.2022 г. № 1023 «Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
-
Приказ Минпросвещения РФ от 24.11.2022 г. № 1025 «Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
-
Приказ Минпросвещения РФ от 24.11.2022 г. № 1026 «Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
_______________________________________________________________
СОВЕТЫ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ РОДИТЕЛЯМ ДЕТЕЙ С ОВЗ
-
Как известно, родитель рождается вместе с ребенком. Как ребенок учится всему в этом мире, так и родитель учится своей новой роли. Но если ребенок имеет особые потребности в своем развитии, то и родителю следует получить особые знания.
-
Ребенок с ограниченными возможностями здоровья во многом не похож на детей с нормальным развитием, не похож на нас с вами. Надо научиться понимать такого ребенка, по капле накапливая опыт общения. Надо быть чувствительным к его нуждам, к тем почти незаметным сигналам, которые он подает, пытаясь достучаться до нашего сознания. Учитесь слушать и слышать, слышать и понимать, понимать и действовать. Игры, поступки, поведение детей с ограниченными возможностями, конечно, имеют свои особенности. Но нельзя забывать, что ребенок — это всегда ребенок.
-
Каждый ребенок имеет повышенный интерес к определенной деятельности. Нужно определить эти участки и сконцентрировать свое внимание на занятиях, которые захватывают ребенка. Именно через это увлечение, через это любопытство, через этот повышенный интерес следует строить игровую деятельность и, в конце концов, реализовывать реабилитационную программу.
-
Идите от интереса ребенка через его возможности — к решению его проблем.
Рекомендации родителям по коррекции агрессивного поведения у детей с ОВЗ
-
Работа с гневом. Обучите агрессивных детей приемлемым способам выражения гнева.
-
Помогите ребенку осваивать конструктивные способы преодоления препятствий, разрешения проблем; покажите, что есть более эффективные и безопасные для всех способы, чем физическое нападение; объясните, что агрессия дает только временный успех.
-
Не заражайте ребенка собственными агрессивными реакциями на какие-то события.
-
Формируйте способности к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию и т.д.
-
Помогите ему лучше узнать себя и других людей. Не исключено, что ребенок ведет себя агрессивно, потому что не видит другого способа самоутвердиться или воспринимает мир как враждебный. Не унижайте и не оскорбляйте ребенка; обеспечьте ему чувство защищенности.
-
Объяснения, почему «нельзя», не должны быть долгими, иначе они неэффективны. Такой ребенок вряд ли будет понимать Вашу аргументацию, а, скорее всего, просто не услышит Вас.
-
Агрессивный ребенок нуждается, прежде всего, не в усмирении любой ценой, а в понимании его проблем и в помощи взрослого.
_________________________________________________________________
Рекомендации родителям по организации жизнедеятельности и воспитанию детей с РАС:
-
Самое важное — не маскировать диагноз
за якобы «более благозвучным» и «социально приемлемым». Не убегать от проблемы и не фиксировать все внимание на негативных аспектах диагноза, таких, как: инвалидность, непонимание окружающих, конфликты в семье и прочее. Гипертрофированное представление о ребенке, как о гениальном, также вредно, как и подавленное состояние от его не успешности.
-
Как можно раньше адаптировать ребенка к жизни в обществе; научить его справляться с собственными страхами; контролировать эмоции.
-
Необходимо без колебаний отказаться от терзающих иллюзий и выстроенных заранее планов на жизнь. Принять ребенка таким, каков он есть на самом деле. Действовать исходя из интересов ребенка, создавая вокруг него атмосферу любви и доброжелательности, организовывая его мир до тех пор, пока он не научится делать это самостоятельно.
-
Помните, что аутизм — это расстройство развития ребенка, сохраняющееся на протяжении всей жизни и без Вашей поддержки ребенку будет сложно.
-
Родители должны понимать, что жизнь не останавливается с рождением ребенка с ОВЗ, она продолжается, и надо жить дальше, воспитывать ребенка, любить его таким, какой он есть, не проявляя излишнюю ненужную жалость. Важно для родителя знать особенности своего ребенка, уметь организовать досуг, помочь адаптироваться в этом сложном мире, научиться воспринимать ребенка с ограниченными возможностями здоровья, как ребенка со скрытыми возможностями.
-
Никогда не жалейте ребенка из-за того, что он не такой, как все.
-
Дарите ребенку свою любовь и внимание, но не забывайте, что есть и другие члены семьи, которые в них тоже нуждаются.
-
Организуйте свой быт так, чтобы никто в семье не чувствовал себя «жертвой», отказываясь от своей личной жизни.
-
Не ограждайте ребенка от обязанностей и проблем. Решайте все дела вместе с ним.
-
Предоставьте ребенку самостоятельность в действиях и принятии решений.
-
Следите за своей внешностью и поведением. Ребенок должен гордиться Вами.
-
Не бойтесь отказать ребенку в чем-либо, если считаете его требования чрезмерными.
-
Чаще разговаривайте с ребенком. Помните, что ни телевизор, ни какие гаджеты не заменят Вас.
-
Не ограничивайте ребенка в общении со сверстниками.
-
Не отказывайтесь от встречи с друзьями, приглашайте их в гости.
-
Чаще прибегайте к советам педагогов и психологов.
-
Больше читайте, и не только специальную литературу, но и художественную.
-
Общайтесь с семьями, где есть дети-инвалиды. Передавайте свой опыт и перенимайте чужой.
-
Не изводите себя упреками. В том, что у Вас особый ребенок, Вы не виноваты!
-
Помните, что когда-нибудь ребенок повзрослеет и ему придется жить самостоятельно. Готовьте его к будущей жизни, говорите с ребенком о ней.
И всегда помните о том, что рано или поздно Ваши усилия, стойкое терпение и непомерный труд в воспитании ребенка с ОВЗ будут обязательно вознагражден!