Доступная среда
- Законодательные ресурсы:
- Что такое инклюзивное (включающее) образование?
- Инклюзивное образование дает возможность всем учащимся в полном объеме участвовать в жизни коллектива детского сада, школы, института, в дошкольной и школьной жизни
- Включающее образование обладает ресурсами, направленными на стимуляцию равноправия обучающихся и их участия во всех аспектах жизни коллектива.
- Включающее образование направлено на развитие у всех людей способностей, необходимых для общения.
- Включающее образование базируется на восьми принципах:
- Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.
- Каждый человек способен чувствовать и думать.
- Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.
- Все люди нуждаются друг в друге.
- Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.
- Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
- Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.
- Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Включение – это не интеграция:
- Включение – это больше, чем интеграция.
- Молодые люди учатся вместе в обычной школе.
- Специалисты приходят помогать детям.
- Обычные школы изменяются.
- Внимание на возможности и сильные стороны ребенка.
- Все молодые люди изучают историю инвалидного движения.
- Воспринимают человеческие различия как обычные.
- Молодые люди получают возможность жить вместе с родителями.
- Молодые инвалиды получают полноценное и эффективное образование для того, чтобы жить полноценной жизнью.
- Взгляды и мнения молодых инвалидов становятся важными для окружающих.
Включение – это:
- НЕ наличие специализированных классов в обычной средней школе;
- НЕ обучение ребенка в средней школе без необходимой поддержки;
- НЕ интеграция 1 или 2 детей вне школы и без учета равных возможностей;
- НЕ тогда, когда дети приходят на 1-2 часа в среднюю школу из специализированной.
Правила инклюзивной школы
- Все ученики равны в школьном сообществе
- Все ученики имеют равный доступ к процессу обучения в течение дня
- У всех учеников должны быть равные возможности для установления и развития важных социальных связей
- Планируется и проводится эффективное обучение
- Работники, вовлеченные в процесс обучения, обучены стратегиям и процедурам облегчающим процесс включения, т.е. социальную интеграцию среди сверстников,
- Программа и процесс обучения учитывает потребности каждого ученика
- Семьи активно участвуют в жизни школы
- Вовлеченные работники настроены позитивно и понимают свои обязанности
Принципы формирования индивидуальной программы обучения:
- Подходит для всех учеников – не только для учеников с инвалидностью
- Средство приспособления к широкому кругу возможностей ученика
- Способ выразить принятие и уважение индивидуальных особенностей обучения
- Применимость ко всем составным частям программы и привычной манере поведения в классе
- Обязанность всех работников, вовлеченных в процесс обучения
- Наиболее вероятное повышение успешности ученика
Обычный учитель может быть успешен при условии, если:
- он достаточно гибок,
- ему интересны трудности и он готов пробовать разные подходы
- он уважает индивидуальные различия
- он может слушать и применять рекомендации других членов команды
- он чувствует себя уверенно в присутствии другого взрослого в классе
- он согласен работать с другими учителями в одной команде
Результаты инклюзии:
- У учеников есть возможность для значимого, активного и постоянного участия во всех мероприятиях общеобразовательного процесса
- Адаптация как можно менее навязчива и не содействует выработке стереотипов
- Мероприятия направлены на включение ученика, но достаточно для него сложны
- Индивидуальная помощь не отделяет, не изолирует ученика
- Появляются возможности для обобщения и передачи навыков
- Педагоги общего и специального преподавания делят обязанности в планировании, проведении и оценке уроков
- Существуют процедуры оценки эффективности
В заключение:
- Инклюзивные сообщества включают:
- Изменение взглядов в целом
- Разнообразие включает каждого
- Необходимость начать раньше, чтобы изменить убеждения
- Чем раньше освоено поведение, тем лучше оно запоминается
- Возможность для каждого быть успешным
- Социальные изменения:
- Создание сообщества, в котором каждый считает свой вклад важным
- Создание сообщества, в котором партнеры работают вместе
- Начните с вашего маленького сообщество – и вы увидите результат ваших стараний по мере распространения вашего опыта
- Действие отличается от убеждений и теории!